ЦЕНЗУРА


ЦЕНЗУРА

ЦЕНЗУ́РА (лат. censura, от censeo — оцениваю, высказываю мнение) и русская литература. В дореволюционной России развитие литературы протекало в условиях самодержавного государства, одним из политических институтов которого являлась Ц. — сначала в основном предварительная, а с середины 1860-х гг. преимущественно карательная (рассмотрение произведений по выходе в свет). Если, например, в Англии предварительная Ц. была официально ликвидирована в 1794, во Франции — в 1830, в ряде других стран Европы — после Революции 1848 — 1849, то Россия вплоть до 1917 оставалась страной с жестоким цензурным режимом, что непосредственно сказывалось на состоянии литературы и характере литературного процесса.

До начала XVIII в. в России не существовало специального цензурного законодательства и органов Ц. Правительственным указом 1720 и регламентом Духовной коллегии 1721 Ц. богословских сочинений была поручена Синоду, который оставался высшим органом духовной Ц. до 1917. Указ о вольных типографиях от 15 января 1783, дозволивший «каждому по своей собственной воле заводить… типографии», поручал предварительную Ц. печатаемых книг управам благочиния (органам полицейского надзора), которые обязывались не пропускать «ничего противного законам божьим и гражданским или же к явным соблазнам клонящегося». С начала Великой французской революции правительство усилило цензурные преследования. В 1790 арестован и сослан на 10 лет в Сибирь А. Н. Радищев, его книга «Путешествие из Петербурга в Москву», изданная с разрешения петербургского обер-полицмейстера, уничтожена. В 1792 арестован и посажен в Шлиссельбургскую крепость Н. И. Новиков, его издания (свыше 18 тыс. экземпляров) опечатаны в московских книжных лавках и сожжены. Тогда же изъята и уничтожена трагедия Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Указом 16.10.1796 вольные типографии были закрыты, в 1800 запрещен ввоз в Россию иностранных книг и нот.

С воцарением Александра I эти стеснения были отменены. 9 июня 1804 утвержден первый Устав о Ц., в соответствии с которым ни одна книга или другое сочинение «не должны быть напечатаны… ни пущены в продажу, не быв прежде рассмотрены цензурой». Запрещению подлежали сочинения, «противные закону божию, правлению, нравственности и личной чести какого-либо гражданина», с оговоркой, что «сомнительные места» должны толковаться в выгодном для сочинителя смысле. За выпуск книг без Ц. автор и издатель несли ответственность перед судом. Общее управление Ц. осуществляло Главное правление училищ (с 1817 — Департамент народного просвещения), которому подчинялись цензурные комитеты в Петербурге, Москве, Дерпте, Казани и Вильне. Вскоре последовали многочисленные дополнения к Уставу, запрещавшие касаться многих вопросов внутренней и внешней политики, в т. ч. крестьянского вопроса. В 1811 вновь отменена свобода устройства типографий. После 1815 цензурные преследования усилились, многие цензоры были отстранены от должности за допущенные «послабления».

Новый устав о Ц. (10.6.1826), составленный под непосредственным впечатлением от восстания декабристов и прозванный современниками «чугунным», ставил литературу под полный контроль правительства. Он содержал множество мелких ограничений, дававших цензорам право запретить любое сочинение. Формально менее стеснительный устав был принят 22.4.1828. Однако предписание исходить «из явного смысла» сочинения парализовалось запрещением высказывать суждения о мерах правительства, тяжебных и уголовных делах и другими запретительными статьями. Местные цензурные комитеты подчинялись Главному управлению цензуры Министерства народного просвещения, но фактически высшим органом Ц. стало 3-е отделение Собственной его императорского величества канцелярии, куда цензоры обязывались сообщать о «вольнодумных сочинениях». Главным объектом внимания Ц. стала периодическая печать. В 1832 закрыт журнал «Европеец», в 1834 — «Московский телеграф», в 1836 — «Телескоп». На прошение В. Ф. Одоевского и А. А. Краевского о дозволении издавать журнал «Русский сборник» Николай I наложил резолюцию: «И без того много». Многочисленные распоряжения по Ц. затрудняли деятельность самих цензоров: в 1832 уволен С. Т. Аксаков, разрешивший книгу В. А. Проташинского «Двенадцать спящих бутошников» (сама книга уничтожена), в 1834 посажен на гауптвахту А. В. Никитенко. В 1832 уничтожен составленный В. И. Далем сборник «Русские сказки». После разгрома в 1847 Кирилло-Мефодьевского общества запрещены, изъяты и уничтожены книги Н. И. Костомарова, П. А. Кулиша, Т. Г. Шевченко (в т. ч. «Кобзарь», изд. 1840).

Период 1848 — 1855 вошел в историю русской литературы как эпоха цензурного террора. Напуганный революцией 1848 — 1849, Николай I учредил 2.4.1848 «Негласный комитет» (или «бутурлинский» — по фамилии первого председателя Д. П. Бутурлина) для надзора за литературой и Ц. Комитет рассматривал вышедшие в свет сочинения и докладывал царю обо всем, противоречащем «видам правительства». По докладам комитета в 1848 сослан в Вятку М. Е. Салтыков-Щедрин, в 1852 выслан в Спасское-Лутовиново И. С. Тургенев, подверглись гонениям славянофилы (см. Славянофильство). После дела петрашевцев (1849) специальными циркулярами запрещено публиковать труды по истории народных движений, фольклору и др. Резко сократилось количество издаваемых книг, газет, журналов, пришла в упадок книжная торговля.

Общее оживление общественной жизни после Крымской войны 1853 — 1856 и смерти Николая I (1855), широкое распространение бесцензурной рукописной литературы, основание А. И. Герценом в 1853 «Вольной русской типографии» в Лондоне обусловили изменение политики правительства в области Ц. 6.12.1855 упразднен «Негласный комитет», в 1856 — 1865 разрешен выход 66 газет и 156 журналов. Однако за тот же период Ц. вырезала из журнала «Современник» свыше 400 печатных листов. 6.4.1865 изданы «Временные правила о цензуре и печати»; высшим органом Ц. стало Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел. От предварительной Ц. освобождались в Петербурге и Москве оригинальные сочинения объемом свыше 10 листов и переводные свыше 20 листов, а также периодические издания (с разрешения министра внутренних дел), издания АН и университетов. Для провинциальных изданий предварительная Ц. сохранялась. Устанавливалась ответственность авторов и издателей перед судом за нарушение цензурного законодательства. Министр имел право давать «предупреждение» органам печати за «вредное направление»; после 3-го предупреждения Сенат мог приостановить издание на 6 месяцев или запретить его (в 1866 запрещены «Современник» и «Русское слово»).

Многочисленные распоряжения правительства вскоре свели на нет многие положения «Временных правил»; в 1868 министр внутренних дел получил право запрещать розничную продажу периодических изданий, с 1872 дела о конфискации изданий решались в административном порядке Комитетом министров, с 1882 решения о запрещении периодических изданий выносило Совещание в составе министров внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода. С воцарением Александра III (1881) цензурные преследования резко усилились: был закрыт журнал «Отечественные записки» (1884), многие газеты и журналы прекратились, не выдержав преследований Ц. (газета «Голос», журнал «Слово» и др.), были запрещены и уничтожены некоторые издания произведений Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, В. А. Гиляровского, непрерывным нападкам Ц. подвергались сочинения Салтыкова-Щедрина. В 1865 — 1904 изъято и уничтожено 218 названий книг (в т. ч. из общественных библиотек изымались собрания сочинений Н. А. Добролюбова, Н. К. Михайловского, Д. И. Писарева, Л. Толстого, журналы «Дело», «Начало», «Новое слово», «Отечественные записки» и др.), за тот же период, по неполным данным, 173 периодических издания получили 282 предупреждения, 218 раз запрещалась розничная продажа, 27 изданий прекращены.

С начала Революции 1905 — 1907 Ц. была отменена явочным порядком; возникли десятки местных и центральных издательств, выпускавших книги, ранее запрещенные Ц., в т. ч. сочинения Радищева, Герцена, Н. Г. Чернышевского и др. Манифестом 17.10.1905 правительство провозгласило «свободу печати»; отмена предварительной Ц. была распространена на все виды изданий, восстановлена ответственность авторов и издателей перед судом. Однако система чрезвычайной охраны, введенная после подавления Декабрьского вооруженного восстания 1905, вновь дала простор административному произволу. В 1906 — 1912, по неполным данным, наложен арест на 1821 книгу. С начала 1-й мировой войны 1914 — 1918 особое значение приобрела военная Ц. После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 органы царской Ц. и цензурное законодательство были упразднены, однако большевистская печать продолжала подвергаться гонениям.

Особую отрасль Ц. составляла театральная Ц. В 1811 — 1819 пьесы, намеченные к постановке, рассматривались в Министерстве полиции, в 1819 — 1828 — в Канцелярии министра внутренних дел, в 1828 — 1865 — в 3-м отделении. В 1865 театральная Ц. передана в ведение Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел. В 1835 — 1836 театральная Ц. запретила три редакции драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад», около 30 лет действовал запрет на постановки «Царя Федора Иоанновича» А. К. Толстого и «Смерти Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина.

Ущерб, нанесенный Ц. русской литературе, чрезвычайно велик. Многие произведения вышли в свет изуродованными рукой цензора (в т. ч. «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Мертвые души» Н. В. Гоголя и др.); купюры и поправки зачастую искажали смысл текста и противоречили авторскому замыслу (например, в статье Добролюбова «Луч света в темном царстве» свыше 300 цензорских изъятий). Опасаясь цензурных гонений, авторы прибегали к самоцензуре, исключая, а иногда и уничтожая «неудобные» с точки зрения Ц. места (уничтожение Пушкиным полностью или частично готовой X главы «Евгения Онегина»; исключение Ф. М. Достоевским из «Бесов» «Исповеди Ставрогина» по требованиям М. Н. Каткова), еще чаще авторский текст в той или иной степени изменялся редакторами (переделка В. А. Жуковским «Медного всадника» и «Сказки о попе и работнике его Балде» Пушкина). Выявление цензурных изъятий и переделок с целью восстановления первоначального текста — одна из задач текстологии.

В борьбе с Ц. прогрессивные русские писатели и публицисты выработали своеобразный эзопов язык. Растущее стремление освободиться от цензурного гнета привело к возникновению вольной и нелегальной печати (см. «Колокол», «Полярная звезда»). В XVIII — 1-й половине XIX вв. ей предшествовала «рукописная» литература (списки «Путешествия…» Радищева, «Горя от ума» Грибоедова, письма Белинского Гоголю, вольнолюбивых стихов Пушкина, поэтов-декабристов и др.; см. Вольная русская поэзия). Особую роль в распространении запрещенной литературы сыграли Герцен и Н. П. Огарев, выпустившие в Лондоне сборники «Голоса из России» (в. 1—9, 1856 — 1860), «Исторический сборник» (в. 1 — 2, 1859 — 1861), «Русская потаенная литература XIX столетия» (1861) и др. Во 2-й половине XIX в. в Западной Европе действовало несколько издательств, специализировавшихся на выпуске запрещенной русской литературы. Образ цензора стал в русской литературе традиционным объектом сатиры: послания к цензору Пушкина (1822 и 1824), «Над цензурою, друзья,…» В. С. Курочкина (1861 — 1862), «Газетная» Н. А. Некрасова (1865), «Отголоски о цензуре» Д. Д. Минаева (1881) и др.

Несмотря на почти 200-летний гнет Ц., правительству не удалось задушить передовую русскую литературу, которая выиграла сражение за умы читателей и явилась одной из самых гражданственных среди европейских литератур XIX в. Великая Октябрьская социалистическая революция положила конец царской и буржуазной Ц.

Литература:
Маркс К., Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1;
его же, Дебаты о свободе печати…, там же;
Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд. (предметный указатель);
Скабичевский А. М., Очерки истории русской цензуры (1700—1863), СПБ, 1892;
Лемке М. К., Эпоха цензурных реформ 1859 — 1865 гг., СПБ, 1904;
его же, Николаевские жандармы и литература 1826 — 1855 гг., 2 изд., СПБ, 1909;
его же, Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия, СПБ, 1904;
Добровольский Л. М., Запрещенная книга в России. 1825—1904, М., 1962;
Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати XIX в., [ч. 1 — 9], М., 1971.

Б. Ю. Иванов.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Синонимы:

Смотреть что такое "ЦЕНЗУРА" в других словарях:

  • цензура — цензура …   Macedonian dictionary

  • ЦЕНЗУРА — (лат. censura, от censere рассматривать). 1) должность цензора. 2) учреждение ведающее рассмотрение сочинений, предназначенных к печати. 3) в нек. учебн. завед. лист с отметками ученика. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Цензура — ЦЕНЗУРА. Произв. Л. появляются в печати с сер. 1830 х гг., в период усиления цензурных репрессий. Первое столкновение Л. произошло с театр. Ц., находившейся в ведении 3 го отделения. В 1835 в театр. Ц. была передана рукопись «Маскарада» (3 актная …   Лермонтовская энциклопедия

  • ЦЕНЗУРА — (от латинского censura), система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В России возникла в начале 18 в. В 1804 65 регулировалась цензурными уставами, находилась в ведении Министерства народного просвещения (с 1863… …   Русская история

  • ЦЕНЗУРА — Не все мысли проходят через мозг, некоторые только через цензуру. Станислав Ежи Лец Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать свободна, никто не свободен. Томас Джефферсон Я только не имею права касаться в моих… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Цензура — (лат. censura) система контроля официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других сценических. произведений, кино фотопроизведений,… …   Политология. Словарь.

  • ЦЕНЗУРА — (лат. censura) система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В Западной Европе возникла в 15 в., в России в нач. 18 в. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. С 1804 регулировалась… …   Большой Энциклопедический словарь

  • цензура — ы, ж. , ЦЕНСУРА ы, ж. censure f. , нем. Censur <лат. censura 1. В дореволюционной России и других странах осуществляемый органами власти контроль политической благонадежности выходящих в свет произведений (а также личной переписки заключенных …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • цензура — (от лат. Censura надзор) в психоанализе З. Фрейда функционально образное представление инстанций, механизмов, сил и тенденций, постоянно фильтрующих различные психические импульсы и препятствующих их проникновению из одной системы психики в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЦЕНЗУРА — ЦЕНЗУРА, цензуры, мн. нет, жен. (лат. censura). 1. В древнем Риме должность цензора (ист.). 2. Просмотр произведений (предназначенных к печати, к постановке в театре и т.д.), осуществляемый специальным государственным органом (устар., загр).… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЦЕНЗУРА — ЦЕНЗУРА, ценсура жен., лат. учрежденье для просмотра, одобренья и запрещенья к печати рукописей. | Цензировка. Цензурный комитет. Цензор (ценсор), кому доверено от правительства цензировать сочиненья, одобрять или запрещать печатанье и продажу их …   Толковый словарь Даля

Книги

Другие книги по запросу «ЦЕНЗУРА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.